Идеология войны
М. Гусева
-
Великая Отечественная война, привычные для всех нас слова, но понятен ли каждому их смысл, все ли задумывались над тем, почему именно так, а не иначе называем мы ту войну, 70-летие победы в которой мы отметили. Великой она была по своим масштабам: невиданный до той поры по протяженности фронт кровоточил от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге и двигался он, пожирая миллионы жизней, до Москвы, Сталинграда, предгорий Большого Кавказского хребта на востоке, и до Берлина, Праги, Будапешта, Вены и Белграда на западе. В пламени этой чудовищной войны сгорели жизни почти 27 миллионов советских людей. Цифра настолько умопомрачительная, что обычный человеческий разум не в силах в полной мере осознать всю непомерную тяжесть этих потерь для живших тогда и для будущих поколений. Отечественной война была по своей цели и по тому напряжению всех сил народных, которое потребовалось для победы. Никогда еще в своей истории народы России не сталкивались с таким беспощадным врагом, как германский фашизм. Даже монголо-татарское нашествие не было столь губительным, как гитлеровское вторжение. Потомки Чингиз-Хана, ведшие в XIII веке на Русь разноплеменную вооруженную орду, не стремились к ее тотальному уничтожению или тотальному порабощению — им было достаточно признания русскими князьями своей вассальной зависимости от них. Эта зависимость выражалась в том, что отныне русские княжества следовали в фарватере внешней политики Золотой орды и ее наследников, а также выплачивали дань. Но азиатские победители не устанавливали своих порядков на Руси, тем более сами не переселялись из своих степей в русские леса, не требовали отказа от православной веры, и даже были заинтересованы в хозяйственном подъеме покоренных земель — от этого получаемая ими дань была больше. И в этом, кстати, заключалось немаловажное условие будущей победы Руси в борьбе за свою независимость, но, однако, это не была борьба за само право на жизнь.
В 1941 году на кон было поставлено именно само физическое выживание народов Советского Союза. Враг принес на нашу землю не простую войну, но войну идеологическую. Опьяненные идеологией расового превосходства гитлеровцы стремились не только к разгрому Советского государства, не просто к покорению земель, а к истреблению значительной части населения СССР и превращению остальных в бессловесных рабов, лишенных веры отцов, национальной культуры и малейшей надежды на обретение человеческого достоинства в будущем. Такой характер войны, навязанный нам нацистами, и придал боевым действиям на советско-германском фронте небывалую ожесточенность. И он же придал борьбе с захватчиками поистине всенародный размах. Почти 35 миллионов мужчин было призвано в Вооруженные Силы, 4 миллиона вступили в дивизии народного ополчения, сотни тысяч партизан и подпольщиков сражались с врагом на временно оккупированной территории.
Мужчин, ушедших на фронт, заменили на заводах и шахтах, рудниках и лесозаготовках, стройках и транспорте женщины. Именно их поистине героический труд в тылу во многом предопределил наши военные успехи. А ведь на женских плечах к тому же держались и медицина, и вся система противовоздушной обороны тыла, особенно крупных городов, не говоря уже о сельском хозяйстве, где среди работников женщин было 75%, детей и подростков — 20%, и только 5% мужчин (как правило, или стариков, или инвалидов).
Потрясающие воображение самоотверженность и одновременно волю к жизни продемонстрировали миру советские люди. Когда-то почти в каждой семье можно было услышать об этом рассказы от переживших тот ужас и преодолевших его. Но за 70 лет, прошедших после окончания войны, сменилось уже несколько поколений, и многое стало забываться в семейной памяти. Поэтому хотелось бы рассказать одну такую историю, одну из миллионов.
Мой свекор Иван Матвеевич Харламов был мобилизован в армию в Москве в июле 1941 года. Уходя на фронт, он решил отправить свою жену с маленькими детьми — сыном и дочкой – в свою родную деревню. Ведь известно, что военное время — время голодное, и выжить, то есть попросту прокормиться в войну проще в деревне, чем в городе. Но его родной деревней была Прохоровка» в Курской области. Та самая, которая вскоре даст название самому крупному танковому сражению Великой Отечественной войны. О судьбе своей семьи он так никогда и не узнает. Его жена и дети исчезнут вместе со стертой с лица земли деревней.
Сам он прошел всю войну от начала и до конца. Был тяжело ранен в 1942 году, одним из первых был награжден медалью «За отвагу», участвовал в битве за Берлин и встретился с союзными американскими войсками на Эльбе в апреле 1945 года. После демобилизации и безуспешных поисков семьи он вернулся в Москву и вновь стал работать на Черемушкинском керамическом заводе (ЧКЗ).
В 1947 году он познакомился там со своей будущей женой — Анастасией Ивановной. Она завербовалась на работу на ЧКЗ из пензенской деревни. Во время войны она, как и Иван Матвеевич, потеряла всю свою семью. Ее муж погиб в 1942 году в Сталинграде, дочка умерла от дифтерии. И вот они, несмотря ни на что, создают новую семью. Чудовищная война не истребила в них жажду жизни, веру в свои силы и простое семейное счастье. Они воспитают трех сыновей. Дождутся внуков и внучек. Такими были люди, которые победили 70 лет назад фашизм и которые за считаные годы подняли страну из послевоенных руин.