Деформация памяти
Р. В. Бушманов
Минюст России
г. Москва
Нам нужен мир, трава в росе,
улыбчивое детство.
Нам нужен мир, прекрасный мир,
полученный в наследство
О героях Великой Отечественной войны изданы сотни книг статей, очерков. Обращение к их подвигам — продолжение многовековой традиции российской исторической мысли, берущей свое начало в сказаниях, былинах и летописях народов России. Но самыми яркими и правдивыми в нашей памяти на всю жизнь останутся рассказы о войне наших дедушек и бабушек.
Война против фашизма была самой тяжелой из войн в истории нашей Родины. Она стала суровым испытанием Советского Союза, боровшегося за свою свободу и независимость.
В Советском Союзе память о войне была сильно мифологизирована. Полвека созданная государством память о войне была одной из серьезнейших сил,
объединяющих и цементирующих советское общество.
После распада СССР были сделаны попытки разрушить историческую память нашего народа о войне. Писатель Виктор Суворов (В.Б. Резун) попытался «скорректировать» историческую память россиян о Великой Отечественной войне, заложив в неё чувство вины за деятельность советского руководства, которое, по его мнению, развязало вместе с Германией Вторую мировую войну и подготовило почву для достижения мирового господства.
Однако домыслы Суворова о том, что советское руководство собиралось опередить вермахт в его стратегическом развертывании войск вдоль советской границы и нанести сокрушительный превентивный удар летом 1941 года, не нашли документального подтверждения.
Книги Суворова неоднозначно оценены в исторической науке. Такой подход, влечет переосмысление итогов Второй мировой войны. Прежде всего необходим дискуссионный минимум по обозначенной проблеме, обязательное наличие документальных источников по указанному вопросу.
Новая мифологизация войны была бы невозможна, если бы в нашей стране и за её пределами не существовали бы силы, заинтересованные в искажении памяти о Великой Отечественной войне. В обработке исторического сознания российских обывателей были заинтересованы некоторые политические элиты.
«Молодогвардейцы оказались мелкими жуликами, воровавшими продукты из немецких магазинов. Матросов оказался уголовником, по пьянке упавшим на амбразуру. Зоя Космодемьянская оказалась фанатичкой, поджигавшей дома колхозников. Не было ни Дома Павлова, ни поднятия флага над рейхстагом...»
В общественное сознание активно внедрялись тезисы по существу провокационного характера: «о выигравших и проигравших в войне»; «нужна ли была победа такой ценой»; «Россия — нация исторических неудачников» и многое другое.
Что сегодня знают наши дети о Великой Отечественной войне, как сегодня преподают в школе историю войны и победы, как оценивают подвиг ветеранов современники? Всякий раз, когда приходит новое поколение, возникает риск разрыва духовного единства и преемственности с теми, кто жил раньше.
Опасность состоит в том, что мы, неся детям правду о войне, сообщая какие- то новые нюансы, забудем о смысле этой войны, о ее цене и результате. Это может нанести гораздо больший ущерб, нежели незнание отдельных фактов, событий и имен.
Сегодня, увы, ситуация такова, что представление о нашей победе и о самой истории Великой Отечественной войны изменилось именно через школьные учебники. И изменили его во многом исследователи из стран СНГ и Балтии. Их можно отчасти понять и как-то объяснить их действия формированием национальной государственности в бывших республиках СССР.
В результате этого, мы сегодня имеем сложившуюся ситуацию на Украине и в странах Прибалтики.
Заявления современных политиков: Арсения Яценюка «о нападении СССР на Германию и Украину», Гжегожа Схетына «об освобождении Освенцима Украинской армией» не поддаются никакой критике.
Вместе с тем Президент России считает необходимым создать единый учебник истории, чтобы у детей не было «каши» в голове. По словам Президента, некоторые оценки по истории Второй мировой войны, которые содержались в ряде учебников, — это «просто безобразие». «Я сейчас не говорю о сознательном принижении роли советского народа в борьбе с фашизмом, там более глубокие даже вещи. Просто какой-то идеологический мусор. Вот от этого нам нужно избавиться», — сказал Путин.
Современные дети, к сожалению, вынуждены черпать знания о Великой Отечественной войне из крайне сомнительных источников. Компьютерные игры, где ребенок на свое усмотрение выбирает, командовать ему советскими войсками или военными формированиями союзников.
Разрыв поколений, который наметился еще в конце 80-х годов прошлого века, был связан с отвержением всего советского периода истории, развенчанием одних мифов и появлением других. Героизация сменилась антигероизацией, и со школьных страниц ушел дух патриотизма. Дело доходило до того, что в учебниках истории начала 90-х годов появлялись материалы, представляющие одну, весьма субъективную точку зрения конкретного автора в рамках отдельной концепции или даже идеологической схемы.
За последние годы образовался крен, о котором нельзя было помыслить в советское время, — уклон в сторону показа негативных сторон, предательства, коллаборационизма, мотивов людей, сотрудничающих с оккупационной властью.
Одна из самых слабых сторон современных учебников состоит в том, что происходит даже не антигероизация, а пересмотр подвига и того, в чем он состоял. Из учебников по таинственным причинам исчезают характеристики конкретных людей, в лучшем случае, там остаются имена полководцев. А где же люди? Мы же говорим, что воевал народ и победил народ! Более того, в учебниках и на уроках даются порой удивительные сопоставления героев и участников войны из разных стран.
Великая Отечественная война была войной всего народа СССР. Война, которую прочувствовал каждый живущий в стране человек. Эта память генетическая, она сохранится на века. Мы должны поблагодарить всех сражавшихся за Родину, склонить головы перед памятью тех, кого уже нет, и пожелать нашим ветеранам, чтобы они провели последние и, надеюсь, долгие годы своей жизни людьми здоровыми, находящимися в центре внимания нашего общества.