ИСТОРИЧЕСКОЕ ЭССЕ

В данном разделе помещены сочинения, осмысливающие тему Великой Отечественной войны как одной из исторических основ, формирующих гражданскую позицию народа России, позволяющих сверять с ней основные принципы жизни общества – патриотизм, мужество, самоотверженность, внедряющих уверенность в непременных победах на всех фронтах.

История, прошедшая сквозь время

Автор: Е. А. Королёва

Учреждение: Главное управления Минюста России по Москве

Регион: г. Москва

Эта история о войне и возрождении идей нацизма, рассказанная дедом в далёком 1981 году в городе Харькове, надолго мной забытая, в последнее время всё чаще и чаще всплывает в моей памяти. Раньше я до конца не могла понять и оценить истинный смысл этого рассказа, но теперь мне не по себе от его актуальности.

Возвращаясь из пионерского лагеря в Крыму обратно в Москву в августе 1981 года, мы с мамой специально заехали в Харьков, чтобы пообщаться с двоюродным дедушкой Иваном Ивановичем Захаровым, уроженцем села Хозино Нижегородской области, который после войны остался жить и работать на Украине. С первых дней войны с немецко-фашистскими захватчиками он воевал на Юго-Западном фронте, брал Сапун-гору в Крыму, освобождал Восточную и Западную Европу и, что удивительно, за всю войну он ни разу не был ранен. Дед по нашей просьбе стал рассказывать о своей жизни, в том числе о начале и окончании Великой Отечественной войны и о том, через что ему пришлось пройти, чтобы выжить и победить.

Перед самым началом войны Ивану Ивановичу исполнилось восемнадцать лет, и он был призван на военную службу в инженерные войска. Его часть располагалась на западе Украинской ССР, и поэтому с началом войны он был одним из первых отправлен на фронт.

Дед рассказывал, что в первый месяц войны, несмотря на отчаянную и самоотверженную оборону границ Советского Союза, под натиском противника и в связи с реальной угрозой окружения в конце июня — начале июля 1941 года Красная Армия была вынуждена значительно отступить вглубь своей территории по украинской земле. Тогда его первый раз задело и поразило разделение бойцов, уроженцев западной части Украины на тех, кто до последней капли крови, до последнего патрона защищал рубежи своей Родины и тех, кто при вынужденном отступлении сознательно остался отсиживаться по домам и дожидаться прихода немцев. Пребывая до начала войны в уверенности, что он живет в единой, сплоченной стране, дед тогда не понимал, как такое вообще возможно. Он думал тогда что, наверное, это такой секретный приказ по организации партизанского движения среди местного населения, а те, кто называет оставшихся бойцов Красной Армии дезертирами и предателями, конечно ошибается! Он бы и дальше продолжал так думать, но затем произошло то, что навсегда изменило его мировосприятие.

В конце июня 1941 года, чудом оставшись в живых после кровопролитного боя с фашистами и усиленной бомбардировки с воздуха позиций Красной Армии, не бросив оружия, дед полями и лесами стал пробираться к своим по территории советской Украины. Из оружия, кроме разряженной в бою винтовки, у него был только армейский нож. Через несколько дней, сбившись с пути, он увидел хутор, стоящий на опушке леса. Подобравшись ближе к хутору, дед увидел возле дома. женщину. «Извини, хозяйка, не пугайся, наши есть где-то поблизости?» — спросил с надеждой дед.

«Ни ваших, ни немцев поблизости нет», — настороженно ответила хозяйка по украински. Немного поговорив с дедом и убедившись, что этот уставший и голодный молодой парень не представляет для нее никакой опасности, хуторянка смягчилась, улыбнулась и предложила деду пройти в дом. Хозяйка была очень любезна, дала деду попить воды и даже пригласила спуститься в домашний погреб, чтобы он там поел колбасу и сало с хлебом. Кушая в погребе предложенную еду, дед с тревогой думал о том, как ему быстрее дойти до своих.

«Надо расспросить о местности у гостеприимной хозяйки!» — решил дед, и стал подниматься вверх по лестнице из глубокого погреба, как вдруг услышал доносящийся снаружи неясный гулкий звук. Дед прислушался. Сомнений не было — этот звук принадлежал мотоциклу. Насторожившись, дед выглянул из погреба и вдруг увидел стоящую у окна хозяйку, интенсивно и призывно машущую кому-то рукой.

«Она машет нашим, может, видит какого-то красноармейца на мотоцикле!» Только эта мысль с надеждой промелькнула в его голове, как вдруг зазвучала режущая слух немецкая речь. Дед остолбенел от неожиданности.

«Двое немецких мотоциклистов», — с ужасом подумал он. Всем телом ощущая неизбежность приближающейся смерти, дед инстинктивно вытащил из-за ремня и сжал в руке армейский нож — последнее оружие. Осторожно выбравшись из погреба, дед встал за косяком входной двери и приготовился защищаться. Дёшево свою жизнь он отдавать не собирался.

Переговариваясь, немцы открыли дверь дома и вошли. Дед мгновенно выскочил из-за двери и, не помня себя, полоснул ножом по горлу первого немца, оттолкнул от выхода второго и в доли секунды оказался на краю леса. Выскочивший вслед за ним немец выпустил несколько длинных очередей из автомата, но преследовать по лесу отчаянного русского не решился.

«Почему хуторянка так подло поступила? — недоумевал дед — Ведь я её ничем не обидел! Она же наша, советская женщина, в конце концов, она такая же славянка, как и я! Она что, своими считает не красноармейцев, сражающихся и погибающих, в том числе и за неё, а немецко-фашистских захватчиков? Это же невозможно!»

Через несколько дней дед всё же добрался до боеспособной армейской части, и, несмотря на то, что вышел с подконтрольной фашистам территории, после проверки снова был направлен на передовую в составе переформированного воинского подразделения.

Мы с интересом слушали о том, как много пережил этот мужественный человек, как вдруг он замолчал, потом помрачнел и взволнованно заговорил о том, что неспроста он после окончания войны поехал не домой, в Нижегородскую область, а остался на Украине. Это произошло после того как во время войны он неожиданно увидел не только зверства творимые немецко-фашистскими захватчиками, но и немыслимое по жестокости братоубийство, творимое славянами, носителями фашистской идеологии — украинскими националистами. Он был этим так потрясен и возмущен, что после войны, приехав на Украину, попросил принять его на работу в управление по борьбе с бандитизмом, чтобы нейтрализовывать или уничтожать тех, кто устраивал террор и геноцид похлеще, чем немецкие оккупанты. До середины пятидесятых годов он делал всё возможное, чтобы не смирившиеся с поражением бандеровцы, заражённые ненавистью ко всему русскому и советскому, больше зверски не убивали учителей и врачей, не вырезали целые семьи, без пощады к старикам, женщинам и детям.

«До самого начала Великой Отечественной войны, — с горечью продолжал говорить дед, — мы, верящие в силу нашего единства, не замечали того, что наши враги уже довольно давно, целенаправленно и умело внедряли жителям окраин нашей великой страны идеи об их местечковой национал-исключительности, как они помогали сочувствующим этим идеям затирать и перекраивать в их интересах нашу общую историю. В результате этого в нашей стране наконец появилась прослойка населения, которая на внутреннем, духовном уровне искренне стала считать чужеродные идеи исконно своими, а почитаемые прежде вековые ценности — чуждыми им и даже враждебными, что послужило причиной отрицания этими людьми общечеловеческих норм морали, одновременно с оправданием и совершением любого зла, если только оно вписывалось в их концепцию «становления национального самосознания»!

Но ведь и сейчас происходит то же самое! — возмущался дед. — Западными пропагандистами нашим гражданам активно прививаются идеи разобщённости, национал-исключительности, уничижения ценности нашего Союза — общности, сохраненной благодаря неимоверным самоотверженным усилиям миллионов героев Победы всех национальностей. Приверженцы этих идей считают себя не людьми, а высшими, непогрешимыми существами. К сторонникам же равноправного сотрудничества они будут всегда относится в соответствии со своей идеологией: «я — сверхчеловек, ты — недочеловек». Такая система ценностей во время войны заменяла фашистам всех национальностей разум и совесть, меняла на обратное представление о добре и зле. Так вот, если мы не будем активно противодействовать подмене наших общих духовных и культурных ценностей на ложные, перестанем противостоять идеям распада, переписыванию и перевиранию нашей общей истории, в скором времени может случиться самое страшное — новые фашисты, идейные последователи тех садистов и карателей, которые никогда не простят нам нашу победу, а своё поражение, вместе со своими наставниками снова захотят взять реванш, и кто знает, чем это закончится!»

С удивлением и сомнением я слушала деда, пока не понимая пророческого значения его слов.

Тогда не знала я, десятилетняя девочка, что через 10 лет в 1991 году Советский Союз перестанет существовать. Нельзя тогда было представить, что многие люди в Латвии, Литве, Эстонии, Грузии забудут об историческом братстве с русским народом, о великом подвиге всех воинов-освободителей, будут уничтожать память об общей истории и войне, а вместо гордости за победителей испытывать нескрываемую неприязнь к ним.

Вообще за гранью реальности было представить тогда, что будет происходить на нашей Украине через двадцать три года «свободы». При полнейшей, полномасштабной поддержке «демократических» западных стран в результате вооружённого государственного переворота установится неофашистский режим. В любимой мной Одессе будут заперты, забиты на смерть и заживо сожжены десятки безоружных людей, попытавшихся законным способом высказать свое несогласие с установившимся порядком. Новые «законные власти» будут преследовать, пытать и стараться уничтожить всеми доступными видами оружия жителей Донецка и Луганска только за попытку отстоять естественное право русских людей говорить на родном русском языке, правду о своей истинной, а не выдуманной истории и культуре. Любое же напоминание Российской Федерации об общем историческом и культурном прошлом и все требования одуматься будет перевираться и истерично выставляться властями Украины как русская агрессия!

К сожалению, во всём оказался прав мой удивительный дед, не доживший до передела итогов Второй мировой войны, начавшегося с развала Советского Союза сторонниками идеи установления нового мирового порядка и «нашими» сочувствующими. Сейчас во многих странах делаются массированные и целенаправленные попытки замолчать правду, а в идеале полностью переписать историю с целью уничтожения культурного кода нашей евразийской цивилизации.

Это необходимо остановить. Единственной силой, способной противостоять бесчеловечной, всё разрушающей идеологии неонацизма, может стать только новое объединение народов на основе общечеловеческих принципов: принципа сплоченности и взаимовыручки ради сохранения исторической общности народов, принципа уважения самобытности всех народов ради сохранения общего культурного пространства, принципа братства, дружбы и сотрудничества всех людей ради всеобщего процветания!

Пришло наше время. Обязанные воинам Победы своей свободой, самим фактом своего существования, ради счастливого будущего не только своих, но и всех детей мы защитим наши культурные и духовные ценности, историческую правду от искажения и извращения. Мы будем отстаивать право на свою цивилизационную идентичность всеми возможными способами. Во все времена были попытки нас уничтожить, лишить исторической памяти, вырвать из единого пространства нашей цивилизации территории и народы, но мы всегда возрождались, воссоединялись, побеждали и, если понадобится, сделаем это опять!