ИСТОРИЧЕСКОЕ ЭССЕ

В данном разделе помещены сочинения, осмысливающие тему Великой Отечественной войны как одной из исторических основ, формирующих гражданскую позицию народа России, позволяющих сверять с ней основные принципы жизни общества – патриотизм, мужество, самоотверженность, внедряющих уверенность в непременных победах на всех фронтах.

Ответственность за мир

Автор: Г. А. Дубонос

Учреждение: Управление Минюста России по Омской области

Регион: Омская область

Среди весны, когда радостно щебечут птицы, а теплая земля, омытая талой водой, дымится зеленью молодого хлеба, наступает святой для нашей Родины день, когда мы с благодарностью и слезами на глазах вспоминаем тех, кто уплатил непомерную цену во имя нашей Великой Победы, вспоминаем живых и павших, известных и безымянных героев, простых солдат и славных полководцев, партизан и скромных тружеников тыла, без устали трудившихся на благо Отечества и как заклинание повторявших слова «всё для фронта, всё для Победы!» С верой, надеждой, с любовью мы вспоминаем и скорбим...


С чего начинается память — с берез?

С речного песочка? С дождя на дороге?

А если — с убийства!

А если — со слез!

А если — с воздушной тревоги!

А если с визжащей пилы в облаках, со взрослых, в пыли распростертых!

А если с недетского знания — как живое становится мертвым!

И в пять, и в пятнадцать, и в двадцать пять лет войной начинается память!

                                                                                                        (К. Симонов)

«Память — это свойство души хранить сознанье о былом...» — пишет в своем словаре В.И. Даль, то есть хранить знание о прошлом, каким бы оно ни было, а память о подвиге — долг потомков хранить её как святыню.

Сегодня все чаще слышатся речи, что чудовищные жертвы, принесенные нашим народом в годы Великой Отечественной войны, были напрасны, что напрасным было яростное сопротивление и что лучше было бы впустить захватчиков в Советский Союз, встретить фашистов хлебом-солью, как это не стыдясь сделали некоторые европейские страны, сдаться на милость победителям, — и вот тогда-то жили бы мы в «цивилизованном мире».

За последние годы появилось немало сочинений, в которых события 1941—1945 годов преподносятся как схватка двух чудовищ — нацизма и коммунизма, Гитлера и Сталина, ввергших десятки миллионов людей в бессмысленную и беспощадную бойню. И уже некоторые историки и публицисты утверждают, что войну развязал Сталин, а не Гитлер, который только вынужден был предотвратить уже вот-вот готовую начаться мощную атаку СССР на Германию и даже на Европу.

А между тем не надо быть семи пядей во лбу, и для начала стоит хотя бы прочесть гитлеровский «Меморандум» от 2 апреля 1941 года, в котором четко определялось уничтожение «Великоруссии, Белоруссии, Украины, Донской области, Кавказа, Русской Средней Азии».

Время показало, что советским людям было что защищать в этой войне, для них она была в полном смысле Отечественной, ибо они спасали свою землю, свои семьи, свое будущее, не щадя жизни. Поэтому так важно сегодня говорить и помнить о подвигах, совершенных нашими дедами и прадедами во имя спасения страны и ее будущего.

Поглотив почти тридцать миллионов человеческих жизней, разрушив пол-России, заставив народ ценою титанических усилий восстанавливать хозяйство, война осиротила людей и опустошила их души. В войне погибло целое поколение 

1924 — 1926 годов рождения. Из четырех человек этого поколения в живых остался один...

Война калечит человека физически, нравственно, провоцирует в человеке подобное ей самой, опустошает, испепеляет, «истрачивает» человека. Она рождает привычку к смерти, готовность убивать. «Одно из двух, — писал в свое время Лев Толстой, — сам участвовавший в Крымской войне, — или война есть сумасшествие, или, ежели люди делают это сумасшествие, то они не совсем разумные создания, как у нас почему-то принято думать».

Наш современник писатель-фронтовик Виктор Астафьев считал, что война как средство решения мировых вопросов — «есть стыд человечества, его горе, его проказа». В своем неприятии войны он следует за великими русскими классиками и в повести «Пастух и пастушка» вкладывает в уста одного из своих героев страстный призыв к людям: «Неужели это кровопролитие ничему не научит людей? Эта война должна быть последней! Послед-ней! Или люди недостойны называться людьми! Недостойны жить на земле!.. Одна истина свята на земле: материнство, рождающее жизнь, и труд хлебопашца, вскармливающий ее. Все остальное — вымысел дармоедов...»

Сегодня, спустя 70 лет после того, как отгремели победные залпы салютов, мы, внуки и правнуки пережившего войну поколения, чувствуем колоссальную ответственность за мир, который подарили нам наши деды и прадеды.