Горшенин Константин Петрович
г. Москва

Константин Петрович Горшенин родился 28 мая 1907 г. С 2 июня 1940-го по ноябрь 1943 г. К.П. Горшенин являлся Наркомом юстиции РСФСР. Он нес ответственность за эвакуацию, развертывание на новых местах и непрерывную качественную работу органов и учреждений юстиции России в условиях военного времени.
В ноябре 1943 г. К.П. Горшенин Указом Президиума Верховного Совета СССР назначен Генеральным Прокурором СССР. В этом качестве он представлял страну на Нюрнбергском процессе.
______________________________________________________________________________________________
Константин Петрович Горшенин родился 28 мая 1907 г. в г. Алатырь Симбирской губернии в семье рабочего-железнодорожника. Всю жизнь его отец трудился на Казанской магистрали: слесарем, машинистом паровоза, дежурным по депо.
Юношей Константин поступил в индустриальный техникум, через полтора года оставил его. Два последующих года он работал на станции Юдино Казанской железной дороги. Секретарь комитета комсомола, потом – в местном профсоюзе железнодорожников, затем в поселковом Совете. В 1929 г. поступил на юридический факультет Казанского университета.
После окончания первого курса Константин перевелся в Московский университет на юридический факультет. После окончания учебы в 1932 г. он остался в аспирантуре, а в 1935-м, после окончания аспирантуры, Константин Петрович стал заместителем директора Казанского института советского права.
В сентябре 1937 г. его отозвали в Москву, в Наркомат юстиции СССР. Он возглавил сначала отдел вузов, а затем и управление учебными заведениями и уже в 1938 г. был введен в состав коллегии. К.П. Горшенину поручались сложные вопросы практического руководства – исполнение решений наркомата на местах, контроль за работой местных органов юстиции, судов и т. д. В январе 1940 г. 33-летний К.П. Горшенин, к тому времени уже кандидат юридических наук, специалист в области трудового права, был назначен Наркомом юстиции РСФСР.
В это время российский Наркомат юстиции в своей деятельности подчинялся, с одной стороны, Совету Народных Комиссаров РСФСР, а с другой стороны, Народному комиссариату юстиции СССР, т. е. был органом двойного подчинения.
В 1940 г. состоялось 63 заседания коллегии. Заседания были делом отнюдь не формальным: им была присуща принципиальность, жесткость и даже суровость. Об этом свидетельствует, к примеру, проходившее 9 августа 1940 г. под председательством наркома заседание, на котором обсуждалась практика работы народных судов Ростовской области по применению Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. «О переходе на 8-часовой рабочий день, 7-дневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». Когда выяснилось, что по этой категории дел народный судья вынес несколько приговоров с условной мерой наказания, коллегия предложила начальнику управления наркомата поставить вопрос о немедленном освобождении судьи и предупредила его о «личной политической ответственности за быстрое выправление судебной практики» по этой категории дел.
Решения коллегии проводились в жизнь приказами наркома. Эти приказы, с одной стороны, очень многое регламентировали, а с другой – оказывали дей-ственную помощь работникам органов юстиции и судов, потому что не только фиксировали некоторые достижения, успехи, но чаще способствовали устранению выявленных недостатков.
Наряду с руководством деятельностью местных органов юстиции не менее важной функцией наркомата того времени было управление судебными органами. Организовать такую работу на необъятных российских просторах было весьма не просто. Поэтому Наркомат юстиции, борясь за повышение эффективности своей деятельности, использовал различные формы и методы. К примеру, в 40-е годы одной из наиболее действенных форм руководства считалось систематическое, не реже одного раза в год, проведение республиканских совещаний руководящих работников юстиции РСФСР.
Одно из таких совещаний было проведено наркомом К.П. Горшениным накануне Великой Отечественной войны, 9–12 апреля 1941 г. Вот как нарком сформулировал основную задачу совещания: руководствуясь решениями XVIII конференции ВКП(б) (февраль 1941 г.), «со всей большевистской прямотой и честностью» выявить недостатки в работе судов и органов юстиции РСФСР, вскрыть причины, наметить действенные, оперативные меры по их скорейшему устранению.
Уже в докладе «О мерах по ликвидации недостатков в работе судов и укреплению судебных кадров» К.П. Горшенин проанализировал ошибки, допускаемые судами по основным категориям дел, и недочеты в руководстве судами со стороны органов юстиции, а главное, он назвал причину этих ошибок, корень зла – низкий профессиональный уровень и судов, и органов юстиции.
Улучшение качества подготовки кадров, всемерное внимание к ним, забота о высших и средних юридических учебных заведениях – вот основная задача, поставленная совещанием.
И в годы Великой Отечественной войны такой подход не утратил своего значения. Характерны два приказа наркома от 31 марта и 5 апреля 1942 г. В первом сообщалось о восстановлении в десяти регионах России уже с апреля 1942 г. учебно-консультационных пунктов Центральной заочной юридической школы Наркомата юстиции РСФСР; во втором – руководителям органов юстиции предписывалось привлечь к учебе в указанной школе всех сотрудников, не имеющих юридического образования, систематически проверять их учебную работу и своевременно выдвигать на более высокие должности тех, кто повышает свою квалификацию и успешно справляется с порученными обязанностями.
Начавшаяся 22 июня 1941 г. война обусловила эвакуацию Наркомюста и Прокуратуры РСФСР в г. Камышин Сталинградской области.
На плечи наркома легла не только огромная ответственность. Предстояло спешно провести важную организационную работу, тем более что наряду с Наркоматом юстиции эвакуировались органы юстиции и суды прифронтовых регионов, а одной из важнейших и наиболее трудных задач того времени было своевременно получить вагоны. Тем не менее уже в августе 1941 г. эвакуированная часть Наркомата юстиции начала осуществлять свою деятельность в Камышине.
А в Москве 1 сентября 1941 г. Константин Петрович провел производственное совещание работников наркомата, на котором присутствовал, видимо, весь его тогдашний состав – 11 человек. Обсуждался один вопрос – о работе Наркомюста РСФСР в условиях военного времени.
По итогам совещания, с учетом очевидной необходимости интенсификации труда оставшихся сотрудников, К.П. Горшенин подписал приказ о «Распределении обязанностей между сотрудниками Наркомюста РСФСР, находящимися в Москве». Начальнику отдела кодификации, к примеру, необходимо было руководить секретной частью наркомата, а также адвокатурой Москвы и Московской области. В случае же необходимости еще и адвокатурой областей, которые будут объявлены на военном положении. Константин Петрович сделал все возможное, чтобы в труднейших условиях военного времени Наркомат юстиции продолжал четко функционировать, претворяя в жизнь принципы государственности, федерализма и законности.
Начальники управлений юстиции были среди тех, кто мобилизовал все силы на отпор врагу. Нарком Горшенин своим приказом № 33 от 14 марта 1942 г. за самоотверженную работу в чрезвычайных условиях и поведение, достойное примера, объявил работникам, доблестно выполнявшим свой долг, благодарность и выдал единовременные денежные пособия, не были забыты и семьи погибших. Этот приказ – свидетельство превращения страны в единый боевой лагерь, и он по-своему способствовал укреплению морального духа людей, их веры в скорую победу.
Во второй половине 1941 г., несмотря на войну и обусловленные этим трудности, Наркомюст РСФСР смог провести более 30 ревизий управлений юстиции (в первом полугодии – всего 19), в том числе и европейской части страны. Важно было сохранить живую связь центра и регионов, кадры, веру людей в победу.
Коллегия Наркомата юстиции СССР отмечала заслугу российского наркомата во главе с К.П. Горшениным: укомплектование им судов и органов юстиции в регионах, освобождаемых от врага, шло организованно и плодотворно.
Победно завершена Сталинградская битва, прорвана блокада Ленинграда, освобождены Курск, Орел, Белгород, Смоленск, другие русские города. С середины 1943 г. в целях улучшения судебной работы и повышения квалификации народных судей К.П. Горшенин установил для них обязательную практику в местных вышестоящих судах и органах юстиции. Кроме того, обязал руководителей органов юстиции немедленно приступить к учету ущерба, причиненного войной судебным организациям и учебным заведениям, подведомственным Наркомату юстиции РСФСР (приказ от 7 июля 1943 г. № 35).
Наступала пора обустройства судов. Было принято постановление СНК РСФСР от 8 августа 1943 г. № 711 «Об обеспечении народных судов необходимыми помещениями», в котором речь шла о предоставлении народным судам и возврате изъятых у них помещений, о производстве необходимого ремонта. При этом в дальнейшем запрещалось выселение судов из занимаемых зданий. Это было крайне необходимым решением, и непосредственный контроль за его выполнением в Москве и Куйбышевской области К.П.Горшенин взял на себя.
В ноябре 1943 г. К.П. Горшенин Указом Президиума Верховного Совета СССР назначен Генеральным прокурором СССР. Ему присвоен классный чин действительного государственного советника юстиции.
В январе 1948 г. К.П. Горшенин стал Министром юстиции СССР и находился в этой должности вплоть до упразднения Министерства юстиции Союза в 1956-м.
Кроме руководства многогранной деятельностью министерств юстиции союзных республик, Министерство юстиции СССР активно занималось законотворчеством.
На заключение союзного Министерства юстиции поступали проекты законов, указов Президиума Верховного Совета СССР, постановлений Правительства, различных ведомственных инструкций. Не без его участия в 1950-х годах увидели свет Устав связи СССР, Устав внутреннего водного транспорта СССР, Положение о государственном арбитраже СССР, Основные условия поставки продукции и товаров, Положение о порядке рассмотрения трудовых споров и другие правовые акты.
Но поиск оптимальной структуры Министерства юстиции Союза ССР продолжался. В 1953 г. этому ведомству были переданы из МВД СССР Главное управление исправительно-трудовых лагерей и колоний, а также отдел детских колоний. Кроме того, в его состав был включен Государственный арбитраж при Совете Министров СССР.
В результате Министерство юстиции становилось многопрофильным государственным органом, управлять которым было весьма сложно. Поэтому уже в следующем году исправительно-трудовые лагеря и колонии были возвращены в ведение МВД, а Государственный арбитраж вновь был подчинен непосредственно Совету Министров СССР.
Несмотря на огромную правовую работу, проводимую в стране Министерством юстиции, на государственном уровне все больше давал о себе знать правовой нигилизм. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 мая 1956 г. № 725 «в целях устранения излишней централизации в руководстве работой судебных учреждений и органов юстиции союзных республик» Министерство юстиции СССР было упразднено, а его функции распределены между министерствами юстиции союзных республик, Юридической комиссией при Совете Министров СССР, Верховным Судом СССР и Министерством обороны СССР. На последнее возлагалось хранение архивов военных трибуналов.
Потребовалось, впрочем, совсем немного времени, чтобы осознать, что в государстве, желающем стать демократическим и правовым, без общесоюзного Мини-стерства юстиции не обойтись. А пока сорокадевятилетнему министру предстояло определить, чем заняться. По собственному признанию, Константин Петрович всегда тяготел к научно-исследовательской и преподавательской деятельности. Поэтому не случайно профессор К.П. Горшенин, высококвалифицированный юрист, ученый и практик, в том же 1956 г. был назначен директором Всесоюзного института юридических наук.
В течение семи лет К.П. Горшенин возглавлял институт, а с 1963-го до самой смерти, наступившей 27 мая 1978 г., руководил сектором законодательства по вопросам труда и социального обеспечения (правда, институт уже назывался иначе – ВНИИ советского законодательства).
Авторитет Константина Петровича среди юридической общественности был столь высок, что в 1950–1960-х гг. он был избран председателем секции права Союза обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами, вице-президентом Международной ассоциации юристов-демократов, участвовал в подготовке и работе Международной конференции юристов стран Азии и Африки. Во время многочисленных поездок за рубеж он выступал с лекциями о советском праве; будучи членом Международного комитета в защиту греческого патриота Манолиса Глезоса, участвовал в широкой кампании за его освобождение из тюрьмы.
К.П. Горшенин был членом редакционных коллегий ряда периодических юридических изданий, ученых советов научно-исследовательских и учебных заведений, научно-консультативных советов Верховного Суда СССР и Верховного Суда РСФСР.
По книге «На службе закону и справедливости».
Т. Громова (2002 г.)