ВЕТЕРАНЫ ЮСТИЦИИ. 
О ВРЕМЕНИ И О СЕБЕ

Всё большую ценность для общества представляет уникальный ресурс – реальные рассказы реальных участников войны и тружеников тыла, очевидцев событий трудных и славных лет. Автобиографические воспоминания работников системы Министерства юстиции, устанавливают историческую истину, что очень важно в наше время, когда правда о Великой Отечественной войне либо замалчивается, либо умышленно опорочивается.

Автор: Аболенцев Владимир Александрович

Регион: Москва

Аболенцев Владимир Александрович

Владимир Александрович Аболенцев был эвакуирован на Урал вместе с Тульским патронным заводом. Работать начал с четырнадцати лет, а в пятнадцать, в конце 1941 г., стал инвалидом труда II группы. С ноября 1944­го по июль 1947 г. он служил в войсках МВД СССР и принимал участие в борьбе с национал­социалистическими бандитскими формированиями в Западной Белоруссии и Литве.

Награжден орденами Отечественной войны II степени, Октябрьской революции, Дружбы народов, «Знак Почета», многими медалями.

Заместитель Генерального прокурора СССР (1983 г.), Министр юстиции РСФСР (198890 гг.).

Государственный советник юстиции 1­го класса, полковник юстиции. Заслуженный юрист Российской Федерации. Почетный работник юстиции России. Почетный работник Прокуратуры России.

В.А. Аболенцев был избран председателем правления Организации юристов­ветеранов, президиума Организации ветеранов войны и труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов.

_______________________________________________________________________________________________


Аболенцев Владимир Александрович родился 24 января 1927 г. в деревне Фурсово Тульской области. В пять лет он лишился матери и отца. В пятнадцати крестьянских семьях пожил он за десять лет.

Работать Владимир начал с четырнадцати лет. Вместе с Тульским патронным заводом был эвакуирован на Урал, в поселок Юрюзанский завод Челябинской области, где в пятнадцать лет, в конце 1941 г., стал инвалидом труда II группы из­за неустроенности, недоедания, холода. В Туле, куда он возвратился в 1942 году, продолжил учебу.

В 17 лет он стал директором столовой в Арсеньевском райпотребсоюзе. Три года, с ноября 1944­го по июль 1947 г., он служил в войсках МВД СССР и принимал участие в боях с бандитами в Западной Белоруссии и Литве.  «Много боевых друзей и товарищей потерял. Выстрела ждали в любое время суток и в любом месте. Борьба была жестокой. Недобитые фашисты и их пособники понимали, что пощады им не будет – лютовали». Однополчане его говорили, что Владимир – самый надежный товарищ, друга в бою не бросит.

Вернулся Аболенцев с войны, но борьба с бандитами и преступниками продолжалась. Уже в 23 года (!) он – прокурор района. А в 25 лет – председатель исполкома райсовета Чернского района Тульской области. Через три десятилетия жители района избрали его Почетным гражданином.

Владимир Аболенцев учился во Всесоюзном юридическом заочном институте. В 1962 году он с отличием окончил очное отделение Высшей партийной школы при ЦК КПСС, с 1963­го по 1969 г. работал прокурором Тульской области, с 1980­го по 1983 г. – заместителем Генерального прокурора СССР, долгое время был одним из руководителей отдела административных органов ЦК КПСС, а с 5 апреля 1988­го по 15 июля 1990 г. возглавлял Министерство юстиции РСФСР.

Среди юристов России его авторитет непререкаем. Коллегия Минюста Российской Федерации так охарактеризовала деятельность В.А. Аболенцева на благо Отечества: «Высококвалифицированный юрист, он на всех постах, которые ему доверяла страна, проявлял деловую принципиальность, активно участвовал в совершенствовании российского законодательства и укреплении законности в стране, много внимания уделял улучшению работы прокурорских органов и учреждений юстиции, развитию судебной системы».

Его честное служение государству отмечено правительственными наградами: орденом Отечественной войны II степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами «Знак Почета» и Октябрьской Революции. Ему присвоено звание «Заслуженный юрист РСФСР».

Министр юстиции СССР Б.В. Кравцов, представляя В.А. Аболенцева к званию «Заслуженный юрист РСФСР», написал в ходатайстве Президиуму Верховного Совета РСФСР, что Аболенцев «на всех должностях проявлял принципиальность, принимал активное участие в работе по совершенствованию советского законодательства, внес значительный вклад в дело укрепления социалистической законности и деятельности правоохранительных органов. Многое сделал он и на посту Министра юстиции РСФСР. Постоянное внимание уделял осуществлению в подведомственных органах подбора, расстановки и воспитания кадров, совершенствованию работы органов, учреждений юстиции и судов РСФСР в свете требований XXVII съезда КПСС и XIX Всесоюзной конференции КПСС, улучшению их материально­технического обеспечения. Товарищ Аболенцев В.А. пользуется заслуженным авторитетом у работников правоохранительных органов».

В.А. Аболенцев возглавлял министерство в последние годы перестройки. Это были трудные годы. Шла переоценка ценностей. Менялись стереотипы мышления, ломались десятилетиями складывающиеся идеология и система поведения.

Аболенцеву удалось выбрать верный ориентир – торжество закона. Всю организационную деятельность коллегии, всего аппарата он направил на повышение роли Минюста и его органов и учреждений на местах в укреплении правопорядка в стране. Министр стремился обеспечить обновление ведомственной нормативной базы, совершенствование организации правовой работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, улучшение материально­технического обеспечения деятельности судов, требовал исполнения судебных решений, добивался повышения качества нотариального обслуживания населения, правовой помощи гражданам, совершенствования деятельности адвокатуры, судебной экспертизы, работы загсов. Наибольшие усилия он направил на завершение Свода законов РСФСР. Впервые в социалистический период было подготовлено систематизированное собрание законов республики.

Большая работа была проделана Аболенцевым в связи с разработкой важнейших законов СССР «О государственном предприятии (объединении)», «О кооперации в СССР».

Благодаря усилиям Аболенцева Министерству юстиции России удалось добиться принятия одного из важнейших постановлений правительства России переходного периода «О мерах по улучшению условий работы судов и их материально­технического обеспечения». Министр поставил задачу решить материальные проблемы судебной системы, была определена программа строительства зданий судов на 1991–1995 гг. В этот период было начато строительство современного здания Московского городского суда.

В 1988–1990 гг. были дополнительно открыты нотариальные конторы в 200 районах. Таким образом, нотариальным обслуживанием теперь были обеспечены все районы России. Особой заботой министра являлись судебно­экспертные учреждения. Много внимания Владимир Александрович уделял работе с письмами граждан и организации приема населения.

Защита прав и законных интересов граждан всегда являлась для Аболенцева священной обязанностью, гражданским и профессиональным долгом. Аболенцев уделял большое внимание кадровым вопросам. С его приходом в Минюсте стали шире внедряться принципы демократизации и гласности.

Вот мнение бывшего председателя Совета Министров РСФСР В.И. Воротникова: «Аболенцев – лучший министр в нашем российском правительстве. К делу он относился с душой, ревностно выполнял свой долг. Скромность и исполнительность всегда украшали его. Он – юрист высшего класса, высшей пробы».

После ухода с должности министра Владимир Александрович – председатель правления Организации юристов­ветеранов, президиума Организации ветеранов войны и труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов.

По книге «На службе закону и справедливости».
В. Сысоев (2002 г.).


Я родился 24 января 1927 года в селе Фурсово Арсеньевского района Тульской области в бедной крестьянской семье. Уже к шести годам я оказался лишенным родительского присмотра. В селе мне удалось закончить четыре класса. Учился старательно и хорошо успевал по всем предметам. В свободное время принимал активное участие в любой колхозной работе, которая мне доверялась. Всегда помогал по хозяйству той семье, где временно квартировал. Никакой работы не чурался.

В 1941 году закончил 6 классов и по направлению Пролетарского райисполкома г. Тулы был направлен в только что сформированное двухгодичное ремесленное училище для приобретения рабочей профессии. Учащиеся находились на полном государственном обеспечении: были обуты, одеты и накормлены. Жили в общежитии. Наряду с изучением рабочей специальности изучали и все предметы по программе общеобразовательной школы. Я с большим интересом осваивал предметы, был очень рад пребыванию в училище. Мы жили дружно и интересно. Я активно участвовал в общественной жизни училища. Старательно выполнял комсомольские поручения, выступал перед учащимися с докладами на различные патриотические темы, участвовал в художественной самодеятельности.

Но началась Великая Отечественная война. Она омрачила нашу жизнь. Фронт очень быстро приближался к Туле. На Тульском оружейном заводе не хватало рабочих рук. Вместе с другими учащимися училища я был направлен на этот завод и приступил к работе в качестве слесаря­инструментальщика. Так в 14 лет началась моя жизнь рабочего человека. Трудились мы наравне со взрослыми. Изготавливали различное оружие. Как несовершеннолетние, мы, конечно, имели право на сокращенный рабочий день, и мастера пытались нас отстранить от работы по истечении предназначенного для нас времени. Но мы решительно оставались на своих рабочих местах и делали свое дело. Ясно, что уставали, но были горды тем, что работаем для нужд фронта. Это удваивало силы.

А немцы наступали. В декабре 1941 года я вместе с заводом был эвакуирован в город Юрюзань Челябинской области, где продолжил работу. Завод буквально в считанные дни развернул на новом месте производственные площади и приступил к производству различных снарядов. В пятнадцатилетнем возрасте я превратился во взрослого человека и не жалею об этом. Работал с полной отдачей сил и понимал, что каждая частица моего труда, вложенная в изготовление снаряда, – это и мой удар по ненавистному врагу. Я видел себя в боевом строю. И не ныл от усталости, а гордился своей причастностью к великому делу. Так вели себя и другие мои сверстники, что работали рядом со мной, бок о бок со взрослыми. Мы защищали нашу любимую Советскую Родину.

Да, победа нашему поколению далась нелегко. Досталось и мне. В октябре 1942 года у меня обнаружили туберкулез легких и почти на три месяца положили в больницу. Дали вторую группу инвалидности. Вернулся в свой район, снял частную квартиру. Некоторое время занимался случайными подработками. Вскоре предложили должность директора предприятия общественного питания в Арсеньевском райпотребсоюзе. Приступил к работе. Мне было 16 лет. Сразу же поступил в вечернюю среднюю школу рабочей молодежи. Для несведущих в этом вопросе людей замечу, что хотя вечерние школы и предназначались для рабочей молодежи, но обучение в них предоставлялось бесплатно. Советская власть все делала для того, чтобы народ страны был поголовно грамотным. И средств на это не жалела. Вот на таких делах и проявлялась подлинная забота власти о людях.

Шел 1944 год. Продолжалась война. Мне исполнилось 17 лет, и меня призвали в армию. Будучи страстным патриотом своей Родины, я горел желанием попасть на фронт, чтобы собственными руками бить фашистов. Поэтому скрыл от военкомата свою инвалидность, поскольку чувствовал себя вполне здоровым человеком. И, как позднее выяснилось, следы на легких действительно зарубцевались. Но встретиться с врагом лицом к лицу, в открытом бою мне не довелось. Моя военная служба проходила сначала на территории только что освобожденной Белоруссии, а затем в течение полутора лет в Литве. Если на территории Белоруссии проходила лишь зачистка единичных недобитых карателей и в основном было спокойно, то на территории Литвы пришлось повоевать в полную силу с националистическими бандитскими формированиями, оказывавшими отчаянное сопротивление нашим войскам. Посвященный этим событиям художественный фильм «Никто не хотел умирать» достаточно правдиво рассказывает о боевых действиях наших воинских подразделений, в которых мне пришлось проходить службу.

Сразу же после призыва в армию меня, прежде чем послать в район боевых действий, направили в Москву на курсы радистов. Я освоил радиотехнику и служил радистом в оперативных войсках КГБ в должности начальника радиостанции, обеспечивая надежную связь между воинскими частями. Служба была опасной и беспокойной. И хотя судьба пощадила меня от гибели и ранений, но все же не была до конца благосклонной. На третьем году службы тяжело заболел и около двух месяцев пролежал в госпитале. Выписался инвалидом второй группы и был демобилизован (август 1947 года). Так, второй раз в пору своей молодости, был признан инвалидом. Но духовно и физически не сломался.

Вернулся в район. Уже на десятый день после возвращения в Арсеньево по направлению райкома партии приступил к работе в райкоме комсомола в должности заведующего отделом кадров и организационной работы. Одновременно продолжил учебу в вечерней школе рабочей молодежи. Жил на частной квартире. Учебу закончил успешно, потому что учился с большим желанием. Большое удовлетворение доставляла мне и комсомольская деятельность. А спустя некоторое время пришло сообщение о награждении меня орденом Отечественной войны II степени за участие в боевых действиях по освобождению литовского народа от бандитов. Это была моя первая государственная награда.

Летом 1948 года меня пригласили в прокуратуру района и предложили поступить на заочное отделение в Московскую двухгодичную юридическую школу Министерства юстиции РСФСР и начать работать помощником прокурора района. Послевоенная прокуратура остро нуждалась в кадрах. Это предложение и определило мой жизненный путь. Меня командировали в Тулу.

В Высшую партийную школу при ЦК КПСС я поступил по направлению Тульского обкома партии и оставался депутатом Тульского областного Совета депутатов трудящихся, членом Тульского обкома КПСС. Обком партии позаботился о моем новом трудоустройстве. Меня рекомендовали на должность заместителя прокурора области. В этой должности я проработал два года. В 1963 году в возрасте 37 лет был назначен прокурором Тульской области, на генеральскую должность, поскольку вскоре Указом Президиума Верховного Совета СССР по представлению Генерального прокурора СССР Р.А. Руденко мне был присвоен классный чин государственного советника юстиции 3­го класса, приравниваемый к воинскому званию генерал­майора.

Теперь мне предстояло непосредственно самому напрямую руководить работой всех прокуроров, работающих в области. Я очень признателен депутатам Тульской городской думы, ее председателю, которые так щедро оценили мои скромные заслуги, объявив меня в 1998 году Почетным гражданином города­героя Тулы. Я тронут до глубины души.

В конце 1969 года по решению секретариата ЦК КПСС я был направлен на работу в аппарат ЦК КПСС на должность инструктора отдела административных органов. Меня в числе двух других прокуроров принял второй секретарь ЦК КПСС, член Политбюро ЦК КПСС, дважды Герой Социалистического Труда М.А. Суслов. Он беседовал с нами почти три часа. Вот так партия участвовала в отборе кадров для назначения на важные посты.

Я был включен в сектор прокуратуры и суда. Этот сектор в то время возглавлял А.Я. Сухарев, квалифицированный юрист, позднее ставший Генеральным прокурором СССР.

По тем вопросам, которые закреплялись за инструктором ЦК КПСС, он обязан был владеть исчерпывающей информацией, поэтому имел все необходимые статистические сведения, обобщающие материалы, различные справки, протоколы партийных собраний и т. д. Но самым лучшим источником информации о положении дел в работе правоохранительных органов и военных трибуналов, конечно же, было общение с их работниками от самого низового звена до руководителей системы. Люди были откровенны с нами, никогда не скрывали недостатков в работе, ибо в сложных условиях все делали для того, чтобы устранять упущения, чтобы ошибок было как можно меньше.

Инструктором ЦК КПСС я проработал 7 лет – с 1969 по 1976 год. Руководство отделом административных органов ЦК рекомендвало меня на руководящую должность в центральный аппарат Прокуратуры СССР. Президиум Верховного Совета СССР присвоил мне очередной классный чин – государственного советника юстиции 2­го класса, который условно приравнивался к воинскому званию генерал­лейтенанта. Итак, я вновь вернулся в прокуратуру. Напомню этапы прокурорского продвижения: помощник прокурора района, прокурор района, заместитель прокурора области, прокурор области, начальник Второго управления Прокуратуры СССР. Иначе говоря, продвижение было последовательным.

На Второе управление Прокуратуры СССР был возложен надзор за исполнением законов в деятельности большой группы важных государственных предприятий, входивших в систему 13 союзных министерств. Прокуроры объектов были наделены полномочиями прокуроров областей, и все находились в моем непосредственном подчинении. В управлении работало около ста человек. Президиум Верховного Совета СССР присвоил мне очередной высокий классный чин – государственного советника юстиции 1­го класса. Вторым управлением, Управлением по надзору за рассмотрением в судах уголовных дел и отделом по надзору за соблюдением законов в местах лишения свободы. Здесь я получил высокую награду – орден Трудового Красного Знамени (для меня это был второй такой орден), которым были отмечены мои скромные заслуги на посту заместителя Генерального прокурора СССР.

Но долго пребывать на этом посту мне не довелось. В 1983 году по решению секретариата ЦК КПСС меня вновь направили на работу в аппарат ЦК, но на этот раз уже на руководящую работу: назначили заместителем заведующего отделом административных органов. Тогда я, конечно, еще не знал, что окончательно расстаюсь с прокурорской работой.

Второй раз в аппарат ЦК я пришел в возрасте 56 лет. За плечами большой разносторонний опыт работы. Один раз пришлось даже некоторое время замещать Генерального прокурора СССР, убывшего в Киргизию на серьезное происшествие. Поэтому, когда в аппарате ЦК мне, теперь уже как заместителю заведующего отделом административных органов, поручили вести вопросы деятельности прокуратуры, судебных органов и органов внутренних дел, я не чувствовал себя новичком, ибо четко представлял, что и как нужно делать.

Работать пришлось в беспокойное время. Со смертью Брежнева 10 ноября 1982 года завершилась поступательно­стабильная мудрая брежневская эпоха. После него, как в калейдоскопе, один за другим менялись первые лица партии и государства. Хорошо знавший партийную работу Андропов, аппаратчик Черненко. Каждый со своими особыми позициями, взглядами, стилем работы. Новые партийные и государственные установки, новые планы на перспективу. Надо вписываться. Иначе нельзя. Положено идти в ногу с лидерами. Это естественно и справедливо.

Март 1985 года. На арене появляется 54­летний М.С. Горбачев, молодой, энергичный, улыбающийся, приветливый, говорливый, а главное – юрист. Положительные эмоции. Юристы радуются – наконец­то! Надеются: будет порядок. «Суть перестройки в том и состоит, что она соединяет социализм и демократию, теоретически и практически полностью восстанавливает ленинскую концепцию социалистического строительства», – говорит Горбачев. Все согласны, все одобряют. Кто же будет возражать против демократии? В это понятие вкладывается только положительный смысл. Страна взбудоражена, бурлит, энергия рвется наружу.

Май 1985 года. Начало компании по борьбе с пьянством и алкоголизмом. Конечно, пьянство нужно решительно устранять из жизни общества. Все работники аппарата ЦК включаются в работу по проведению в жизнь решений ЦК. Ведем разъяснительную работу, агитируем, убеждаем. В адмотдел потоком идут письма и предложения.

Апрель 1986 года. Выходной день. Я на работе. Одним из первых в аппарате ЦК узнаю об аварии на Чернобыльской АЭС. Трагедия. Наш вопрос. Контроль на уровне Политбюро ЦК. Прокуратура СССР приступила к расследованию.

На волне «перестройки» в стране приняла неоправданно невиданный размах смена партийного и государственного руководства. К началу 1987 года лишились своих постов 60 процентов первых секретарей обкомов партии и 40 процентов членов ЦК времен «застоя». Ушли с политической сцены такие члены Политбюро (брежневцы), как Алиев, Гришин, Кунаев, Романов, Щербицкий. Налаживаем связи с новыми партийными руководителями в краях и областях.

Проходят январский 1987 года Пленум ЦК, июньский. Новый виток «перестройки». Перестройка кадровой политики, перестройка экономики. Все более внедряются слова «ускорение», «гласность», «социализм с человеческим лицом» и т. п. Идет переориентация на развитие предпринимательства. Но ставится задача и усиления борьбы с нетрудовыми доходами. Тоже поддерживаем, стараемся определить скромные рамки развития частнопредпринимательской деятельности.

23 января 1987 года, к моему 60­летию, издается Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении меня орденом Октябрьской Революции. Конечно, приятно. Искренне выступил с заверениями в преданности Партии и Правительству и желании с большей энергией работать на благо нашей Великой Родины.

Бесконтрольная гласность приносит «плоды». Под предлогом верности перестройке в августе 1987 года начались массовые манифестации в столицах Прибалтийских республик с лозунгами о независимости. 1988 год. Началась активная реабилитация репрессированных.

А Советский Союз и его Коммунистическая партия под предводительством «перестроечников» и либералов стремительно неслись к своему полному краху. Близилась к завершению и моя работа в аппарате ЦК. Она проходила под аккомпанемент взбесившейся гласности. Средства массовой информации безудержно понесли в массы разрушительную критику марксизма и социализма. Особенно мощной атакой журналисты набросились на правоохранительные органы и больше всего на прокуратуру – оплот защиты законности и правопорядка. Почти все центральные газеты буквально состязались между собой в использовании наиболее уничижительных и оскорбительных оценок деятельности прокуроров и следователей. Претендуя на истину в последней инстанции, журналисты высокомерно поучали прокуроров, когда и кого надо было арестовывать, а кого не следовало; кого и когда необходимо было привлекать к уголовной ответственности и предавать суду, а кого – не было оснований; учили всему: и как квалифицировать то или иное преступление, и как проводить следствие и т. д., и т. п. Из прессы практически полностью исчезли положительные статьи. В адмотделе едва успевали просматривать критические публикации. Конечно, брали на контроль, поручали проверки, требовали информации, отвлекая прокуроров от выполнения прямых обязанностей. Лишь за редким исключением критика прессы была обоснованной. Складывалось впечатление, что бичевание прокуратуры было целенаправленным, ибо советская прокуратура по своим целям и задачам, по своим функциям и положению в обществе не вписывалась в рамки западной «цивилизации», не имела права существовать в таком виде, в каком она существовала, она должна была быть такой, как на Западе – только спорить с адвокатом в суде. К этому, как видно, и идет дело в настоящее время. Уж больно не нравится кому­то, чтобы Россия жила своим умом...

На заключительном этапе работы в аппарате ЦК КПСС я успел подготовить проект постановления ЦК о повышении роли органов прокуратуры в борьбе с нарушениями законности и правопорядка, где от имени Центрального Комитета партии отмечалась большая работа, которую проводит прокуратура в борьбе с преступностью и по укреплению законности в стране, подчеркивалась особая, организующая ее роль во всей системе правоохранительных органов, определялись для органов прокуратуры основные направления усиления работы на современном этапе.

Но страна уже вступила в полосу чехарды с Генеральными прокурорами СССР. До ликвидации СССР оставалось чуть больше двух лет. Генеральные прокуроры СССР один за другим покидали свои посты под улюлюканье толпы и многих «народных» депутатов.

А в ЦК партии и в Правительстве России сочли необходимым назначить меня Министром юстиции РСФСР. Я принял это предложение.

Много было в той жизни неразберихи, суматохи и сумбура. Как грибы после дождя росли политические объединения, загромождая своими проблемами и притязаниями страну и общество. Неоправданно менялась структура власти (появление Съезда народных депутатов). Начались массовые политические митинги в центре Москвы, открытая и подковерная битва союзных и республиканских лидеров за власть. Подлинные интересы Союза и России, равно как и судьба людей, отошли на последний план. Я не видел своего места в этой глубоко аморальной политике, в связи с чем в конце 1990 года, то есть за год до распада СССР, подал в отставку без объяснения причин. Удовлетворить мое заявление было не сложно: мне исполнилось 63 года. Я имел моральное право отойти в сторону, уступить место амбициозной молодежи, рвущейся к власти.

Без ложной скромности могу сказать, что на посту Министра юстиции Российской Федерации за то короткое время, что мне довелось поработать, удалось сделать что­то полезное для органов и учреждений юстиции. В этой работе я опирался на поддержку всех работников юстиции России. Выражаю им сердечную благодарность.

Я чрезвычайно тронут тем, что Российское государство Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 21 июля 1989 года отметило мои скромные заслуги присвоением мне почетного звания «Заслуженный юрист РСФСР».

Слово «ветеран» – красивое, звучное слово. В словаре Ожегова оно объясняется и как старый, опытный воин, и как старый заслуженный деятель, работник. Вся моя жизнь вписывается в оба эти понятия, поскольку являюсь и ветераном войны, и ветераном труда. Но когда я завершил свою трудовую деятельность, понятие «ветеран» не было правовым. И я сразу же серьезно задумался над этим фактом.

В трудное время люди объединяются, берутся за руки, «чтоб не пропасть поодиночке». Особенно активно объединяются ветераны. Отойдя от «дел», они тем не менее не хотят жить без дела, быть оторванными от активной жизни. Одиночество им противопоказано. Они стремятся к общению. При всем своем индивидуализме человек в основе своей существо коллективистское. Выйдя на пенсию, я вовсе не собирался сидеть без дела. Жить только для себя я не мог. Тем более чувствовал, что еще не исчерпал энергию. Поэтому сразу же вступил во Всесоюзную общественную (преобразованную затем во Всероссийскую) организацию ветеранов, чтобы общаться с широким кругом людей, продолжать активную жизнь. Естественно, стал участвовать в работе организации. Вскоре меня избрали в руководящие органы. Практически сразу же приступил к разработке проекта закона о ветеранах. Работал долго и напряженно.

Пришлось ломать голову не только над общим понятием «ветеран», но и искать критерии для четкой градации ветеранов войны и ветеранов труда. И чем больше углублялся в проблему, тем больше нарастал ком вопросов. В ряде правовых актов того времени фигурировали «участники Великой Отечественной войны». Им постепенно стали устанавливать и наращивать социальные льготы. А как быть с теми, кто участвовал в других локальных войнах как на территории СССР, так и в других странах? Как оценивать жителей блокадного Ленинграда? Участники они войны или какие­то другие ветераны? Ведь даже одиннадцатилетние, двенадцатилетние дети Ленинграда под постоянными немецкими бомбежками и артиллерийскими обстрелами помогали солдатам. И может ли двенадцатилетний подросток, с оружием в руках защищавший Родину, подходить под ожеговское понятие «старый, опытный воин», или ему надо дожить до шестидесяти лет, чтобы называться ветераном войны?

Закон «О ветеранах» был принят 12 января 1995 года. Конечно, закон не был идеален. Не идеален он и сегодня, после внесения в него в последующие годы многих изменений и дополнений. Но главное сделано. Теперь каждый человек, достойно служивший Родине, на каком бы посту – боевом или трудовом – он ни находился, найдет себя в Законе «О ветеранах». В законе фигурируют различные категории ветеранов Великой Отечественной войны, включая и категории жителей блокадного Ленинграда и тружеников тыла, ветеранов боевых действий, как на территории СССР, так и на территории других государств, ветеранов военной и государственной службы, ветеранов труда. Никто не забыт, никто не обижен. Я горжусь своей непосредственной причастностью к появлению этого закона.

Как ветеран войны и труда, прокуратуры и юстиции, я состою в этих и ряде других ветеранских организациях, участвую в посильной работе.

По разным мотивам и интересам объединяются люди в ветеранские организации. Моя судьба сложилась так, что по работе мне пришлось тесно общаться с людьми, работавшими в свое время в разных независимых друг от друга ведомствах – прокуратуре, милиции, суде, юстиции. Но у всех у нас было одно общее, объединяющее нас – принадлежность к юридической профессии. Я взял на себя инициативу объединиться всем нам в самостоятельную межрегиональную общественную организацию – ассоциацию юристов­ветеранов. По единодушному решению собравшихся ветеранов я возглавил нашу небольшую организацию.

С тех пор прошло около 15 лет. И хотя, создавая организацию, мы преследовали цель направить ее усилия главным образом на заботу о членах организации, фактически же значительно расширили сферу нашей общественной деятельности. Большую помощь наша организация в свое время оказала депутатской фракции «Женщины России» в Государственной Думе. Большое значение мы придавали изданию книг с комментариями законодательства. Публиковали юридические консультации в газете «Ветеран». Выступали в этой и других газетах и журналах с острыми статьями социальной направленности. Проводим много других мероприятий.

Награды, которые я получил за общественную работу: от Президента Российской Федерации В.В. Путина – орден Дружбы, от Правительства Российской Федерации – Почетную грамоту, от Национального комитета общественных наград Российской Федерации – Золотую Звезду «Честь, Гордость и Слава России», от ряда всероссийских общественных ветеранских организаций – знаки Почета, а также дипломы профессора и академика от Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка – за деятельность по разъяснению российского законодательства.

В.А. Аболенцев. Из книги «И по совести, и по закону»
Москва. Декабрь 2006 г.