ВЕТЕРАНЫ ЮСТИЦИИ. 
О ВРЕМЕНИ И О СЕБЕ

Всё большую ценность для общества представляет уникальный ресурс – реальные рассказы реальных участников войны и тружеников тыла, очевидцев событий трудных и славных лет. Автобиографические воспоминания работников системы Министерства юстиции, устанавливают историческую истину, что очень важно в наше время, когда правда о Великой Отечественной войне либо замалчивается, либо умышленно опорочивается.

Автор: Теребилов Владимир Иванович

Регион: г. Москва


Владимир Иванович Теребилов

Владимир Иванович Теребилов родился 5 марта 1916 г. в Петрограде. Трудовую деятельность начал в 1931 г. учеником токаря на ленинградском заводе «Красный Октябрь». В 1933–1934 гг. он рабочий полярной уральской экспедиции. После окончания в 1939 г. Ленинградского юридического института работал в органах прокуратуры Ленинграда и Ленинградской области. В первые месяцы Великой Отечественной войны В.И. Теребилов был комиссаром рабочего отряда, побывал на переднем крае, организовывал партизанскую базу, затем вернулся в прокуратуру к своим профессиональным обязанностям.

Награжден орденом Великой Отечественной войны I степени, медалью «За оборону Ленинграда», другими наградами.

Министр юстиции СССР (1970–1984 гг.). С 1984-го по 1989 г. – Председатель Верховного Суда СССР. 

______________________________________________________________________________________________



С уходом из политики Н.С. Хрущева советское руководство взяло курс на формирование социалистического общенародного государства. И тут стало понятно, что одним из обязательных элементов государства, претендующего на демократический облик, является наличие Министерства юстиции. Как свидетельствует мировой опыт, только эта гражданская структура способна установить правовую основу деятельности всех иных органов власти и обеспечить реализацию прав граждан. Но в СССР таковая структура была ликвидирована еще в 1956 г., а в РСФСР – в 1963 г. по причине «постепенного отмирания» государства и замены его общественным самоуправлением трудящихся. Значит, предстояло воссоздавать порушенное.

Новый курс был провозглашен постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР 

«О мерах по улучшению работы судебных и прокурорских органов», опубликованным 30 июля 1970 г. Речь, в частности, шла о повышении уровня государственного руководства судами и другими учреждениями юстиции, об улучшении методического руководства правовой работой в народном хозяйстве, а также о налаживании работы по систематизации и кодификации законодательства. Все эти задачи возлагались на образуемое союзно-республиканское Министерство юстиции, чуть позже к ним прибавилось и методическое руководство правовой пропагандой. Решение партии и правительства легализовал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 31 августа того же года, а на следующий день министром был назначен работавший заместителем Председателя Верховного Суда СССР юрист, кандидат наук В.И. Теребилов.

Выбор именно этой кандидатуры связан с тем обстоятельством, что судьба уберегла Владимира Ивановича от участия в репрессиях прошлых лет. За все время работы на юридическом поприще с 1939 г. ему ни разу не предлагали должность в так называемых спецпрокуратурах или спецсудах, и в конце карьеры он мог с понятным чувством сообщить, что не было ни одного обвинительного заключения или приговора по делам о политических преступлениях, скрепленных его подписью. Впрочем, причина незапятнанной репутации, возможно, кроется и в особо взыскательном классовом подходе кадровиков. В свое время они не допустили парня на судебно-прокурорский факультет Института имени Н.В. Крыленко, пришлось учиться на хозяйственно-правовом, поскольку в анкете значилось – сын служащего. Не исключено, что и в последующем эта отметка ограничивала допуск юриста к наиболее важным делам.

В.И. Теребилов родился в семье чиновника (портового кассира) и домохозяйки в Петрограде 5 марта 1916 г. 

В 1931 г. в Ленинграде закрыли почти все седьмые классы, школьников направили на производство. Володя оказался на заводе «Красный Октябрь», а затем уехал с геологами на Северный Урал. По возвращении с трудового фронта Теребилов закончил школу и институт. Затем десять лет работал в прокуратуре, пережил блокаду, несколько месяцев воевал в составе рабочего отряда. Вырос от следователя и прокурора Парголовского района до начальника следственного отдела Ленгорпрокуратуры.

Из института его путь лежал в следственное управление Генеральной прокуратуры СССР, а еще через пять лет – на должность заместителя Председателя Верховного Суда Советского Союза.

Вот такой человек оказался в сентябре 1970 г. у руля возрождаемого Министерства юстиции Союза. Без малого 14 лет занимал Теребилов высокий пост. 

Первоначально структура министерства выглядела таким образом. Три управления вели основные направления: обеспечение деятельности общих судов, систематизацию законодательства и законопроектную работу, а также руководство правовой работой в народном хозяйстве. Исполнение других функций возлагалось на отделы адвокатуры, нотариата и загсов, судебно-экспертных учреждений, судебной статистики, внешних сношений, правовой пропаганды.

При министерстве были учреждены Всесоюзный научно-исследовательский институт советского законодательства, Всесоюзный научно-исследовательский институт судебных экспертиз, Всесоюзный институт усовершенствования работников юстиции, а также Научно-консультативный совет. 

В 1971 г. министерство пополнило Управление военных трибуналов, а в 1976 г. – Управление хозяйственного законодательства.

Как всегда при рождении новой управленческой структуры остро встал вопрос о помещениях. Сначала обходились комнатами Юридической комиссии при Совмине СССР, располагавшейся на улице Воровского (ныне Поварская), в здании Верховного Суда. Потом получили два этажа в огромном административном корпусе на только что открытом проспекте Калинина (ныне Новый Арбат). Наконец, обнаружился уютный четырехэтажный особняк у Яузских ворот по улице Обуха, 4а (ныне Воронцово поле). Правда, был он тесноват, но рядом возвели пристройку. 

Главной проблемой для министра было определиться в концепциях деятельности. Наиболее остро дискутировался вопрос о взаимоотношениях министер-ства с судами. Часть юристов, особенно среди судей, полагала, что в интересах независимости судов все свои проблемы – от кадровых до хозяйственных – они должны решать сами. Минюст же должен содействовать этому выработкой соответствующих нормативных актов. Но другие ученые и юристы-практики считали, что судьям надлежит заниматься исключительно судебной работой и в отношении этой работы действительно недопустимо чье-либо вмешательство, в том числе Министерства юстиции. А вопросы организационные, кадровые, хозяйственные оно должно взять на себя, что как раз и способствовало бы независимости судов, поскольку исключало бы их непосредственные контакты с местными органами власти по поводу, скажем, «выбивания» лимитов на строительство новых зданий, оборудование, транспорт, квартиры и телефоны для судей. Именно последняя точка зрения получила поддержку у главы союзного правительства А.Н. Косыгина и была закреплена в Положении о Министерстве юстиции.

Министерство чутко реагировало на все решения партии и правительства. После каждого съезда или пленума ЦК проводились заседания коллегии и партийные собрания, на которых определялись очередные задачи. Например, постановление коллегии в связи с завершением работы XXVI съезда КПСС требовало от работников органов юстиции и судов все свои силы, знания и опыт подчинить выполнению задач по дальнейшему укреплению социалистической законности и правопорядка. При этом в области судебной деятельности особое внимание предписывалось уделять борьбе с такими явлениями, как тунеядство, извлечение нетрудовых доходов, спекуляция, взяточничество, приписки, а также с «любыми посягательствами на социалистическую собственность».

Многие решения Минюста помогали судам избавиться от тех или иных недостатков. Скажем, его работники обнаружили пренебрежительное отношение некоторых судей к гражданским делам. В ряде судов не был даже определен порядок приема исковых заявлений. Дела о взыскании алиментов, разделе имущества, восстановлении на работе нередко затягивались, решения по ним чаще других поправлялись вышестоящими судами. Потому появился приказ «Об улучшении организации рассмотрения судами гражданских дел». А впоследствии проведены проверки его исполнения. Министерство потребовало повысить квалификацию судей в области гражданского законодательства, разработать методику подготовки гражданских дел к судебному разбирательству, скрупулезно вести протоколы судебных заседаний.

В министерстве анализировали практику рассмотрения в органах юстиции и судах жалоб и заявлений граждан, работу с народными заседателями, исполнение судебных решений. Важным шагом для повышения престижа судов явилось постановление коллегии министерства о работе дисциплинарных коллегий, призванных рассматривать нарушения судьями законодательства и норм профессиональной этики. От министров юстиции и председателей верховных судов союзных республик Минюст требовал надлежащих условий для работы коллегий, изучения материалов о привлечении к дисциплинарной ответственности судей. Руководителям органов юстиции и судов, возбуждающим дисциплинарные дела, предписывалось принимать личное участие или обеспечивать участие своих представителей в заседаниях коллегий.

Немало удалось сделать для обустройства судов, только новых зданий было возведено около тысячи. Судьям была увеличена зарплата. В городах появились первые Дворцы правосудия, где были созданы необходимые условия для работы судей и приема граждан. Однако многие российские суды и по сей день ютятся в убогих помещениях, никак не отвечающих их высокому предназначению.

Усилиями Министерства юстиции советское законодательство приобрело более стройную, завершенную форму, удалось закрыть многие белые пятна. Появились Основы законодательства: жилищного, об административных правонарушениях, народном образовании, законы о Верховном Суде, прокуратуре, адвокатуре, государственном нотариате, о порядке рассмотрения трудовых споров. Новым Положением о паспортной системе колхозники, наконец, были приравнены к остальным гражданам. Срок действия авторского права для наследников писателей, художников, композиторов был продлен с 15 до 25 лет, пенсии вдовам фронтовиков стали выплачивать независимо от того, состояли когда-то эти женщины на иждивении у своих мужей или нет, в стране появилась единая классификация автодорог, на садовых участках разрешили возводить летние домики, разводить живность.

В конце 1970-х с подачи Минюста был принят закон, по-новому определивший положение отечественной адвокатуры. Был детально прописан порядок образования коллегий адвокатов. При согласии на то местной власти и Министерства юстиции вопрос об образовании нового профессионального объединения могла поставить любая инициативная группа в составе не менее трех лиц с высшим юридическим образованием, опытом работы и незапятнанной репутацией. 

Несомненного успеха достигло министерство, ведомое В.И. Теребиловым, в деле систематизации и кодификации законодательства. В 1970 г. в стране действовало около 400 тыс. нормативных актов, в основном подзаконных. Многие их них дублировали, а какие-то и противоречили один другому. В министерстве привели этот массив в систему, и уже в конце года состоялось постановление ЦК и Совмина об издании Собрания действующего законодательства. Главным редактором утвердили Министра юстиции. Ранее в нашем Отечестве подобное удалось только М.М. Сперанскому, издавшему полтора века назад Полное собрание законов Российской империи в 46 томах. На этот раз с 1973-го по 1977 г. вышли 50 томов, впоследствии дополненные еще десятью, изданными в связи с изменениями в законодательстве.

В ходе этой работы документы сопоставлялись, корректировались, тысячи актов были признаны утратившими силу. Чтобы не допускать бесконтрольности издания нормативных актов в будущем, коллегия Минюста высказалась в 1971 г. за организацию централизованного учета законодательства. Министр утвердил Положение о государственном учете нормативных актов Союза ССР и союзных республик. Минюст также сделал шаг для ознакомления граждан с документами, их касающимися, добился издания «Бюллетеня нормативных актов министерств и ведомств СССР».

При издании Собрания действующего законодательства почти сразу обнаружилась необходимость в дополнительных томах, в которых помещались бы поправки к опубликованным актам. Это создавало помехи при пользовании многотомником. Поэтому в 1976 г. было решено издать Свод законов СССР, в котором следовало сосредоточить меньший объем документов (около 5 тыс.), но добиться возможности вносить в них необходимые изменения и дополнения. Это было достигнуто за счет применения разъемных томов, позволявших пользователям менять нужные страницы. В январе 1982 г. вышел первый том, затем еще одиннадцать. 

Несомненна заслуга Минюста 1970–1980-х гг. в возрождении правовой работы в органах власти и управления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, в повсеместном создании и развитии юридической службы.

В 1979 г. Теребилов провел Всесоюзное совещание по совершенствованию правовой работы в народном хозяйстве. Министерство снабдило к тому времени юрисконсультов необходимыми методиками, распространило примерный договор о правовом обслуживании предприятий юридическими консультациями адвокатов, а также инструкцию о порядке юридического обслуживания колхозов.

Активная работа министерства в этом направлении способствовала созданию мощных юридических служб не только в хозяйствующих министерствах и ведом-ствах, а и в Вооруженных Силах. 

Скептическое отношение многих начальников к появлению юрисконсультов, к их советам в Министерстве юстиции справедливо рассматривали как частные случаи правового нигилизма, увы, характерного для всего общества. Бороться с ним можно только поставленным на государственный уровень правовым просвещением. Поэтому уже в апреле 1971 г. появился приказ министра «О задачах органов юстиции и судов по улучшению пропаганды правовых знаний и правового воспитания населения», а чуть позже был образован Координационно-методический совет по правовой пропаганде. Вместе с видными юристами в его состав вошли представители министерств культуры и просвещения, комитетов по печати, радио и телевидению, общества «Знание», творческих союзов. Подобные советы были созданы и при органах юстиции на местах.

Широко привлекались к правовому просвещению средства массовой информации. На Центральном телевидении появились популярная передача «Человек и закон» и учебный цикл по основам советского законодательства. С января 1971 г. начал выходить журнал «Человек и закон», тираж которого скоро достиг 10 млн. экз. Материалы на правовые темы регулярно появлялись практически во всех изданиях, звучали на радио. 

Министерство юстиции участвовало в развитии юридического образования, разработке учебных программ для юридических вузов. Совместно с Министерством высшего и среднего специального образования в 1973 г. была проведена научно-практическая конференция по проблемам юридического образования. Министр юстиции настаивал на повсеместной подготовке юристов широкого профиля. 

Их специализация, считал он, должна осуществляться лишь на последних курсах. Но эту позицию не разделяли в Генеральной Прокуратуре и МВД. Усилиями этих структур в стране появились вузы, готовившие специалистов своего направления. В итоге совершенно забытыми остались юрисконсульты, адвокаты, нотариусы. 

Об их подготовке не заботился никто. И только в 1992 г. состоялся первый выпуск специалистов правовой работы – в Военном институте Минобороны, еще позже частные учебные заведения наладили обучение будущих адвокатов.

С 1970-х гг. начали завязываться международные связи Министерства юстиции. В ходе подготовки и проведения Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе особенно важными представлялись контакты с юристами США, ФРГ, Финляндии. Были заключены многочисленные договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, в том числе с Алжиром, Болгарией, ГДР, Грецией. Углублялись наши отношения с Индией, Турцией, африканскими государствами. Регулярно проводились встречи министров юстиции соцстран. Налаживалось взаимодействие с ООН и другими международными организациями. 

Владимир Иванович оставил пост министра в апреле 1984 г., когда был избран Председателем Верховного Суда СССР, оставив о себе память как о волевом, энергичном руководителе, грамотном юристе. 

В 1989 г. он вышел в отставку. Владимир Иванович стал преподавать в Московском университете уголовный процесс, написал книгу воспоминаний. 

По книге «На службе закону и справедливости». 

И. Вашкевич (2002 г.)